Ответ №1
Частью
общечеловеческой культуры является культура взаимоотношений между
людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать
общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо
воспитывать культуру поведения, которая не ограничивается «детским
обществом». Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на
основе нравственных обычаев, традиций и привычек. Привычка - это
сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным, постоянным.
Ребенок
должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это
установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя
совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления
человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и
приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике
человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно
определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм
повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
В
дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и
«культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения,
связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура
связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей.
Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от
детей внешне привычных форм поведения, то это непременно влияет на их
внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано
сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.
Содержание
культуры поведения включает в себя три компонента: культура
деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.
Культура
деятельности проявляется у ребенка в различных видах деятельности
(трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка культуру
деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке
место, где он занимается какой-либо деятельностью.
Культура
общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со
взрослыми и сверстниками с использованием соответствующего словарного
запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение
воздерживаться в определенных ситуациях, своевременно тормозить свои
желания, уважать окружающих.
Культурно-гигиенические навыки — это
важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности,
аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду.
Необходимость этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и
нормами человеческих отношений.
Выделяют следующие особенности формирования культуры поведения у дошкольников:
-
следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых,
поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и
демонстрировать только положительные образцы поведения;
-
формирование культуры поведения у дошкольников может проходить только
при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением
ребенка;
- необходимо сформировать у ребенка опыт
нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у
детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно
поступать, ребенок не всегда способен регулировать свое поведение в
силу неразвитости волевых процессов. Привычки поведения формируются не
сразу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со
стороны взрослого;
- для успешного формирования потребности
поступать определенным образом, необходимо постоянно утверждать
общественно значимые мотивы, побуждающие ребенка к определенному
поведению;
- при формировании норм культуры поведения
воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного
эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком
действиям носило эмоционально-положительный характер;
- волевые
проявления ребенка для достижения определенного результата необходимо
постоянно стимулировать положительной оценкой.
При воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста следует соблюдать следующие принципы:
- единство требований в семье и детском саду;
- последовательность и систематичность воспитательных воздействий;
- принцип повторности, то есть постоянные упражнения в положительных привычках поведения;
- требовательность в сочетании с уважением к ребенку;
- создание ситуации успеха.
Методы
воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, показ действий,
дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражнение, поощрение,
положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за
поведением ребенка.
Таким образом, воспитывая культуру поведения у
детей, воспитатель использует всю совокупность методов и средств
нравственного воспитания.
Знаете ответ?