русский язык

Как нужно воспитывать в себе культуру поведения

Оставить ответ
1

Ответ №1

Частью
общечеловеческой культуры является культура взаимоотно­шений между
людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотноше­ния со взрослыми и
сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать
общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо
воспитывать культуру поведения, которая не ог­раничивается «детским
обществом». Поведение - это образ жизни и дей­ствий, формируемый на
основе нравственных обычаев, традиций и при­вычек. Привычка - это
сложившийся способ поведения, ставший для че­ловека обычным, постоянным.

Ребенок
должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это
установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя
сово­купность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления
чело­веческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и
приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем обли­ке
человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно
определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм
повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятель­ности.

В
дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внеш­няя» и
«культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведе­ния,
связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура
связана с нравственными представлениями, чувствами и поня­тиями детей.
Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от
детей внешне привычных форм поведения, то это непре­менно влияет на их
внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано
сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.

Содержание
культуры поведения включает в себя три компонента: культура
деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.

Культура
деятельности проявляется у ребенка в различных видах дея­тельности
(трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка куль­туру
деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке
место, где он занимается какой-либо деятельностью.

Культура
общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со
взрослыми и сверстниками с использованием соот­ветствующего словарного
запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение
воздерживаться в определенных ситуа­циях, своевременно тормозить свои
желания, уважать окружающих.

Культурно-гигиенические навыки — это
важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности,
аккуратности, умение со­держать в чистоте свое тело и одежду.
Необходимость этих правил дик­туется не только нормами чистоты, но и
нормами человеческих отноше­ний.

Выделяют следующие особенности формирования культуры поведе­ния у дошкольников:

-
следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых,
поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и
демонстрировать только положительные образцы поведения;

-
формирование культуры поведения у дошкольников может проходить только
при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением
ребенка;

- необходимо сформировать у ребенка опыт
нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у
детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно
поступать, ребе­нок не всегда способен регулировать свое поведение в
силу неразви­тости волевых процессов. Привычки поведения формируются не
сра­зу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со
стороны взрослого;

- для успешного формирования потребности
поступать определенным об­разом, необходимо постоянно утверждать
общественно значимые моти­вы, побуждающие ребенка к определенному
поведению;

- при формировании норм культуры поведения
воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного
эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком
действиям носило эмоционально-положительный характер;

- волевые
проявления ребенка для достижения определенного результа­та необходимо
постоянно стимулировать положительной оценкой.

При воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста следует соблюдать следующие принципы:

- единство требований в семье и детском саду;

- последовательность и систематичность воспитательных воздействий;

- принцип повторности, то есть постоянные упражнения в положитель­ных привычках поведения;

- требовательность в сочетании с уважением к ребенку;

- создание ситуации успеха.

Методы
воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, по­каз действий,
дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражне­ние, поощрение,
положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за
поведением ребенка.

Таким образом, воспитывая культуру поведения у
детей, воспитатель использует всю совокупность методов и средств
нравственного воспита­ния.


Знаете ответ?