русский язык

Сообщение на тему: понимание текста как процесс творчества

Оставить ответ
1

Ответ №1

На необходимость разработки адекватных средств исследования способности человека правильно оценивать глубинное значение высказываний и их подтекст указывали многие ис-следователи. В своей работе «Язык и сознание» (1979) А.Р.Лурия писал, что психологи до сих пор не располагают такими объективными методами, которые бы учитывали не только способность человека к произведению логических операций, но и способность к проникновению в глубинный слой текстов. И до сих пор, признает Р.Солсо (1996), «оценка понимания - это одна из наиболее неуловимых проблем в изучении интеллекта». С учетом этих констатаций особую актуальность имеет замечание А.Р.Лурии, что «глубина прочтения текста» не зависит от широты знаний или степени образования человека. Способность же оценивать внутренний подтекст «представляет собой совершенно особую сторону психической деятельности и понимание смысла текста, проникновение в его суть не обеспечивается только лишь формальным интеллектом, но в большей степени зависит от эмоциональной «тонкости» человека.
Способность человека отвлекаться от поверхностных значений текста, которые непосредственно следуют из содержащихся в тексте слов и обнаруживать глубинный смысл высказываний характеризует его способность находить в них системы, обладающие внутренними смыслами. По сути, понимание это есть «конструирование» смысла полученного сообщения, который возникает в результате мыслительной работы над исходным текстом и извлечения из него новой информации. Для целей исследования способности человека к глубинному пониманию текстов нами была разработана релевантная методика «креативного поля» - «Пословица», с помощью которой исследуется целенаправленность и гибкость мышления, умение понимать переносный смысл, характерный для человека уровень-тип интеллектуальной активности испытуемого, проявляемый им в процессе работы с текстом. 

Знаете ответ?