русский язык

. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова, устно придумать предложения со сходными словами другой части речи.  Образец: На удачу не рассчитывай, а вначале по-настоящему изучи дело.— Мы заблудились и шли наудачу. Предисловие бывает в начале книги. Соскучился по настоящему делу. 1) По иному болоту и летом насилу проберешься. 2) Наконец мы собрались вместе. 3) На сколько дней, по-вашему, рассчитана эта работа? 4) Втайне ото всех я отправился вслед за матросами. 5) Я пришел совсем не вовремя. 6) Сегодня урок пения во вторых и в третьих классах

Оставить ответ
1

Ответ №1

1. Наречие как неизменяемая часть речи в большинстве случаев не имеет определяемых и зависимых слов, а примыкает к глаголу в качестве обстоятельства.

Существительные обычно имеют при себе зависимые слова, к которым можно поставить вопрос или между предлогом и существительным вставить слово: с (самого) начала (чего?) зимы.

Прилагательные, числительные и местоимения имеют определяемые слова, согласуются с ними, а так как в этих случаях предлог относится не к ним, а к существительному, то эти части речи легко опустить.

2. Наречие почти всегда можно заменить другим наречием, близким по значению: сначала — сперва, впустую — зря, заодно — одновременно, затем — потом.

Существительные, прилагательные, числительные и местоимения всегда можно заменить этой же частью речи или другой именной частью речи: с начала зимы — с конца зимы; в пустую комнату — в свободную комнату; за одно мгновение — за то мгновение; за тем углом — за этим углом.

Школьникам старших классов, которые в VII классе уже изучили полностью тему «Словосочетание», можно предложить еще один прием разграничения наречий и других частей речи: нужно найти начальную форму словосочетания, в которое входит «неясное» слово. Если оно не является наречием, то предлога в начальной форме словосочетания не будет, например: с начала зимы — начало зимы.

Если учащиеся хорошо усвоили тему «Словосочетание», этот прием поможет им быстро решить вопрос о принадлежности

Закрепить эти приемы можно при выполнении следующих

1. Заменить наречия синонимами.

Шли наудачу (наугад), подошли вплотную (близко), расколол надвое (пополам), совсем не удивился (совершенно), все делали вместе (сообща), ушла вглубь (глубоко), готовились втайне (скрытно), вмиг появился (вдруг, неожиданно), читал вслух (громко), знал назубок (хорошо), показался вдали (издали).

2. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова, устно придумать предложения со сходными словами другой части речи. На удачу не рассчитывай, а вначале по-настоящему изучи дело.— Мы заблудились и шли наудачу. Предисловие бывает в начале книги. Соскучился по настоящему делу.

1) По иному болоту и летом насилу проберешься.

2) Наконец мы собрались вместе.

3) На сколько дней, по-вашему, рассчитана эта работа?

4) Втайне ото всех я отправился вслед за матросами.

5) Я пришел совсем не вовремя.

6) Сегодня урок нения во вторых и в третьих классах.

3. Такую же работу проделать письменно.

1) Все ученики были налицо.

2) Он это сделал по долгу службы.

3) Мы поехали на встречу с писателями.

4) Противник разбит наголову.

5) Яйца сварили вкрутую.

6) Он втайне мечтал о путешествиях.

7) За чем пойдешь, то и найдешь.

4. Образовать от данного корня все возможные наречия, составить с ними словосочетания, указать на их смысловое различие: даль — чернеет вдали, речка поодаль, вдалеке от города, далеко в лес, увидел издали, приехал издалека.

Первый, один, начало, сюда, низ, перед, бок, верх, круг, легкий, строгий, весь, редко, долго, куда.

5. Составить и записать в 3 столбика словосочетания с наречиями, пишущимися слитно, раздельно и через черточку.

Приводим предложения для диктанта.

1) Где-то когда-то давным-давно я прочел одно стихотворение (Т.).

2) Гроза была там, сзади них, над лесом, а Тут сияло солнце (М.Г.).

3) Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу (Ч.).

4) Теперь пастушок чувствовал себя совсем по-новому (В. Кат.).

5) Солнце светило не по-весеннему, а по-летнему (А. Н. Т.).

6) Повсюду брошены, засунуты наполовину разрезанные книги (Л. Я. Г.).

7) Вечерело. Луч закатный, удлиняясь мало-мальски, прямо в город необъятный грянул смутно, по — февральски. Потеплел он и смягчился, перестал на все коситься. Наконец-то научился к людям лучше относиться (Март.).

8) Где-то там, вдали обратной, Урал, и Волга, и Москва (Твард.).

9) Ворота, оплетенные сверху зеленью, вели в глубь двора (Пол.).

При изучении темы «Наречие» учитель может широко использовать упражнения, обогащающие лексический запас учащихся, упражнения стилистического характера. .

1. К данным словам подобрать синонимы, составить с ними словосочетания: добросовестно — усердно работал, старательно писал, честно относился к делу…

Близко (рядом, вблизи, около); вместо (взамен); воодушевленно (увлеченно, восторженно); зловеще (тревожно, угрожающе, грозно); искусно (ловко, умело); кратко (сжато, вкратце, коротко); ласково (нежно, приветливо, тепло); очень (весьма, чрезвычайно); слишком (чересчур, крайне).

2. Подобрать антонимы к данным словам, составить с ними словосочетания.

Вдали (вблизи), в одиночку (сообща), враждебно (дружелюбно), вежливо (дерзко), вдоль (поперек), везде (нигде), нарочно (нечаянно), навзничь (ничком), отчетливо (неразборчиво), робко (уверенно), старательно (небрежно), снаружи (внутри), снизу (сверху).

3. С данными словами составить предложения, употребив их в прямом и переносном значении: Он глубоко изучил этот вопрос.— В этом месте озера глубоко.

Горячо, холодно, жестко, мягко.

Привести еще наречия, которые употребляются в переносном значении



Знаете ответ?