Ответ №1
Вроде бы все было просто и понятно: лирический герой выпускает на волю птичку «при светлом празднике весны» и становится «доступен утешенью» . «Светлый праздник весны» — это Христово Воскресенье (Пасха) , а в одном из писем другу поэт писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это» .
Стихотворение Пушкина называется «Птичка» . Разве за рассказом о том, как лирический герой выпустил птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл? Все происходит вдали от Родины, на чужбине. Почему же тогда наблюдаю? Не мог он этого наблюдать там, тем более «свято» . Как можно «свято наблюдать» ? Значит, слово наблюдаю здесь имеет значение не «смотрю» , а «соблюдаю» . Теперь все становится на свои места: и на чужбине, вдали от Родины «свято» соблюдаю «родной обычай старины» . Это тема. Идея - «воля» — «свобода» . Наверное, не просто так автор это понятие с помощью синонимов называет дважды. Слово свобода — многозначное. Из четырех значений, данных в толковом словаре С. И. Ожегова, последнее: «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» . А к слову воля', — «свободное состояние» дан омоним воля — «способность осуществлять желания» . Свобода — ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невозможно счастье? ! О каком же «утешении» говорит лирический герой? Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел «утешение» . Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя. Действительно, слова свобода — воля часто воспринимаются как близкие синонимы. На самом деле между ними имеются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выражено в слове воля. Именно воля издавна ассоциировалась в сознании русского человека с бескрайними просторами, «где гуляем лишь ветер.. . да я»
Знаете ответ?