литература

Моё мнение о Софье и её роль в произведении "Горе от ума".

Оставить ответ
1

Ответ №1

Мое мнении о Софье в комедии "Горе от ума"
Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив.
Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и
самостоятельностью в суждении, «энергией характера». Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне
молва? Кто хочет, так и судит...» Пренебрегая светским этикетом, она решается
на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт
против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с
обществом. Или удаление от общества», — писал критик.

Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих
чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не
сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня
«естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с
тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отношения с Молчалиным.

  Софья бескорыстна,
она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним
качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с
звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти
замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже
мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и
слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, —
мне все равно, что за него, что в воду».

Софья достаточно проницательна: она верно оценивает
Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова.
Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина.


Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество
споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно». Гончаров
считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды:


«К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней
есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской
мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна
струя свежего воздуха». Белинский же, считая нереальным противоречивый характер
героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак».
Как замечает С. А. Фомичев, «Софья пытается устроить свою
судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов».


И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настораживает. Настораживает и
поведение Софьи. Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а Софья
с легкостью обрисовывает характер Молчалина, не забывая добавить, что «нет в
нем этого ума, ...который скор, блестящ и скоро
опротивит». Как замечает Н. К. Пиксанов , героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в
своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей.
Софья темпераментна, своенравна.


Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде
всего Софья.


Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со
своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от
Софьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чтением сентиментальных
романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит...

Знаете ответ?