русский язык

Диалог на тему "Этикет"

Оставить ответ
1

Ответ №1

Цели:
сформировать представление об этикетном диалоге;создать условия для проявления познавательной активности учащихся;воспитывать  потребность в соблюдении правил поведения в обществе.     Задачи:
выделить отличительные признаки этикетного диалога;научиться различать этикетные и не этикетные диалоги.Наглядные пособия и опоры:
плакат с изображением литературного героя из произведения Л. Лагина  «Старик Хоттабыч»,карточки  с этикетными и не этикетными приветствиями,карточки с заданиями для работы в группах,разноцветные жетоны для  оценивания учащихся. Ход урока
Вступительное слово учителя (диалог с учениками)
– Доброе утро, ребята!  Вижу, что у вас хорошее настроение. Я права?
(Ответы  учеников).
– Я очень рада видеть вас. Надеюсь, юные друзья, что наша встреча будет интересной и полезной. А вы что думаете об этом?
(Ответы учеников)
Работа  по новой теме
Учитель:
– С чего мы начали урок?
С помощью наводящих вопросов, которые зависят от ответов учеников, от речевой ситуации, педагог получает желаемый ответ: УРОК НАЧАЛСЯ С ДИАЛОГА.
Речь сегодня пойдет о диалоге, рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем  составлять этикетные диалоги.
Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?
За работу на уроке  ученики будут получать жетоны   (красный – «5», зеленый – «4», синий – «3»).
Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.
Беседа учителя о понятии «этикет»  по вопросам:
– Где вы встречались со словом «этикет»?
– Что называется этикетом?
– Должны ли мы соблюдать этикет?
Выясняется происхождение слова «этикет» и уточняется его значение,  для этого открывается запись на доске
Этикет (французское  etiguette – ярлык,  этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.
Учитель:
– Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог.
Беседа по вопросам:
– Что же такое диалог?                                                
– Чем отличается диалог от монолога?                 
– Как правильно оформить диалог на письме?         
– Из чего он состоит?  
– Сколько реплик может быть в диалоге?
– Всегда ли реплика сопровождается словами автора?
Затем предлагается работа с деформированной схемой диалога (запись схемы на доске).
– Р? –  а.             
Р          а.             
А:
Р.
– Р  –    .
Задание. Расставить недостающие знаки препинания, обосновать свой выбор.
Ученик, выполняющий задание у доски, объясняет постановку знаков препинания.
Учитель:
– С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого  и я начала разговор с вами.
(С приветствия)
На доске расположены карточки  с этикетными и не этикетными приветствиями.
Здра_ствуйте                                       зд_рово                       добрый веч_р
пр_вет                                                  добр_е утро                наше вам с кист_чкой
рад вас пр_ветствовать                      пр_ветик
Задания.
Убрать не этикетные приветствия.Вставить  в словах пропущенные буквы.Прокомментировать пропущенные орфограммы.        Учащиеся записывают эти слова в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.
Несколько учеников по очереди работают со словами у доски.
Учитель задает вопрос:
– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
Послушайте, что об этом говорит Владимир Алексеевич Солоухин в своем стихотворении, которое так и называется «Здравствуйте».
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения В.А. Солоухина «Здравствуйте»
     Здравствуйте!Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были совсем незнакомы.     Здравствуйте! –Что особого тем мы друг другу сказали?Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Учитель:
– Вы изучаете английский язык и знаете, как звучит это приветствие  на английском языке (Hello!). 21 ноября  исполняется 35-ая годовщина «Хэлло Дэй». В этот день люди во всем мире, желающие отметить этот праздник, говорят приветливое «здравствуйте» десяти незнакомым людям. Почему же это слово получило такое уважение? Вот что думает об этом В. А. Солоухин.

Знаете ответ?