история

Завтра олимпиада по истории 10 класс, подскажите какие могут быть задания)

Оставить ответ
1

Ответ №1

 1. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы:

«Я хочу рассказать еще об одном процессе, кото­рый был очень важным для Сахарова. Его очень заботила и судьба этого человека – Мустафы Джемилева, и то дело, за которое его судят, – борьба крымскотатарского народа… В первый раз суд не состоялся… К этому времени у Мустафы уже кончался восьмой месяц голодовки протеста против незаконного возбуждения нового дела… При­нудительным кормлением ему не давали умереть, но к началу суда его вес был 35 кг и физическое состояние было очень тяжелым… Присутствие Андрея Дмитриевича было большой поддержкой для него. Был момент, когда удалось приоткрыть дверь и кто-то громко крикнул по-татарски: «Здесь са­хар». Там, в Омске, против Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны первый раз была применена сила».

1) Когда происходили описываемые события?

2) Какое движение представлял А.Д.Сахаров?

 

2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

а) «Россия есть особливый мир, у нее другая земля, ре­лигия, основание, словом – другая история… У нас не было рабства, не было пролетариев, не было ненависти, не было гордости, не было инкви­зиции. Не было феодального тиранства; зато было отеческое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка: одним словом, в среднем веке было у нас то, о чем так старался Запад уже в новом, не успел еще в новейшем и едва может ус­петь в будущем… Крепостное право сохраняет в себе много патриар­хального, и хороший помещик лучше охраняет инте­ресы крестьян, чем это могли бы они сделать сами».

б) «Не без некоторой зависти смотрим мы… на За­падную Европу. И есть чему позавидовать! Суме­ла же она выработать свои доктрины так, что они раз в раз отвечали и отвечают живым потреб­ностям, идут с ними рука об руку, освещают, на­правляют их и ведут к сознательному, возможно, правильному их удовлетворению в данное время и при данных обстоятельствах… В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода… всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и полити­ческий быт, сверху донизу, был построен на дого­ворах, на системе взаимного уравновешивания. Чрезмерным развитием личной энергии, желез­ной стойкостью лица, его необузданным стрем­лением к свободе, его… ревнивым охранением сво­их прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться».

1) Какое явление русской жизни середины XIX в. отра­жают эти документы?

2) Какая проблема обсуждается в них? На каких позициях стоят авторы?

3) Один из этих документов написан историком М.Н.По­годиным, другой – философом и публицистом К.Д.Ка­велиным. Определите авторство.

3. Вычеркните лишнее, не относящееся к основным задачам внешней политики СССР после окончания Вто­рой мировой войны:

а) расширение сфер влияния в мире;

б) обретение статуса мировой державы;

в) расширение военного присутствия в странах Юго-Восточной Азии и Европы;

г) укрепление позиций мирового коммунистического движения;

д) курс на сближение и сотрудничество СССР с Западом;

е) стремление избежать мировой войны;

ж) помощь национально-освободительным движениям;

з) курс на разоружение;

и) мирное сосуществование;

к) развитие союзнических отношений с США, Англией и Фран­цией;

л) развитие равноправного сотрудничества со странами «народной демократии».

 

4. Соотнесите реформы 60–70-х гг. XIX в. и реформаторов:

1) Крестьянская реформа2) Земская реформа3) Судебная реформа4) Военная реформа5) Реформы образования и печатиа) С.И.Зарудныйб) А.В.Головнинв) Я.И.Ростовцевг) П.А.Валуевд) Д.А.Милютин

 

5. Ознакомьтесь с выдержкой из текста документа и ответьте на вопросы.

«…Детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

1) Каково неофициальное название приведенного выше документа?

2) Что предписывал данный циркуляр 1887 г.?

а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;

б) разрешал открывать специальные школы для детей низкоопла­чиваемых рабочих;

в) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с 6-летнего возраста.

3) Элементом какой политики являлся указанный документ?

 

6. Соотнесите понятия и их значения:

 

ПонятияЗначенияУрокиПолюдьеПогостыКуныОтрокиа) места сбора даниб) шкурки пушных зверей, выполнявшие роль денегв) фиксированный размер даниг) младшие дружинникид) сбор дани князем

 

1)2)3)4)

Знаете ответ?